Технология асфальтирования дорог

укладка асфальта

02 Июнь

Технология асфальтирования дорог

Дороги не случайно называются «транспортными артериями» страны.

Дороги не случайно называются «транспортными артериями» страны. От развития транспортного сообщения зависит благосостояние государства, а от состояния дорожного покрытия — количество аварийных ситуаций во время пассажирских и грузовых перевозок. Современная технология асфальтирования дорог дает возможность создавать качественное покрытие, которое будет служить долго.

Современные технологии асфальтирования

Существует два метода укладки асфальта: горячий и холодный. Свои названия они получили от температуры используемой асфальтобетонной смеси.

Для текущего ремонта дорожного покрытия используется холодный метод. Его преимущества:

  • асфальт можно укладывать в снег и в дождливую погоду;
  • не нужно постоянно поддерживать температуру смеси.
  • Холодная смесь уступает горячей в прочности, этот способ пригоден только для ремонта небольших участков дороги.

    При строительстве новой трассы или во время капитального ремонта применяется классический горячий способ асфальтирования.

    Его достоинства:

  • горячая смесь лучше распределяется по поверхности дороги;
  • такой состав хорошо уплотняется, поэтому дорога прослужит дольше.
  • В момент использования смесь должна иметь высокую температуру, не менее 120 градусов. Чтобы поддерживать постоянную температуру смеси, используется специальная техника, из-за чего увеличивается себестоимость прокладки трассы. Остывший состав считается непригодным к употреблению.

    Виды смесей

    Для строительства и ремонта покрытия дорог используются асфальтобетонные смеси. В их основу входят различные минералы: песок, гравий, щебень, минеральные порошки. Твердые элементы нужны для заполнения воздушных полостей при уплотнении асфальта. В зависимости от минерального состава смеси бывают трех видов:

  • гравийные;
  • щебеночные;
  • песчаные.
  • Существует классификация смесей по размеру зерен минералов:

  • мелкозернистые;
  • крупнозернистые;
  • песчаные.
  • Важно! Для укладки асфальта холодным способом применяются только песчаные или мелкозернистые смеси.

    Для горячих асфальтобетонных смесей существует классификация по остаточной пористости материала после уплотнения:

  • плотные;
  • высокоплотные;
  • пористые;
  • высокопористые.
  • Интересно! Асфальтобетонная смесь — один из самых экономичных и надежных вариантов дорожного покрытия. Она используется не только для строительства дорог, но и на аэродромах, и для изготовления пола в заводских цехах.

    Методы укладки асфальта

    Выше упоминалось о методах укладки асфальта: горячем и холодном. Остановимся подробнее на каждом из них.

    Главное преимущество горячей смеси — ее выносливость. Такое покрытие может выдерживать очень большие нагрузки, поэтому горячий метод укладки используется для строительства и ремонта трасс с высокой проходимостью тяжелого транспорта.

    Для работы с горячей смесью необходимо поддерживать постоянную температуру, не ниже 120 градусов, для этого необходима специальная техника. При засыпке минеральных компонентов смесь должна быть разогрета до 100 градусов. Параллельно до кипения нагревается битум, компоненты непрерывно перемешиваются. Обычно это делается непосредственно на месте проведения работ, чтобы не позволять смеси остыть.

    Процесс укладки асфальта должен происходить быстро. Следующий слой должен лечь на горячий предыдущий. Чтобы смесь во время работы не прилипала к катку, асфальт кладется на мокрое основание.

    Внимание! Частенько можно наблюдать, что при ремонте дорог горячая смесь кладется в морозную погоду прямо на снег. Подобная безалаберность недопустима. Ведь весной такое покрытие сходит вместе со снегом.

    Использование холодного метода позволяет эксплуатировать дорогу непосредственно после укладки, не дожидаясь, пока асфальт застынет. Это очень удобно для проведения срочного ремонта на дорогах без объездной, на перекрестках или перед светофором.

    Холодная смесь выдерживает и температурные перепады, и плохую погоду. Ее не нужно постоянно подогревать, она хранится в специальной упаковке и полностью готова к употреблению. Но стоит такой материал дорого и особой прочностью не отличается. Поэтому использовать его можно только для ямочного ремонта.

    Интересно! Существует третья технология укладки асфальта — так называемый «теплый» метод. Сейчас он считается устаревшим и малоэффективным. Температура смеси при таком способе укладки асфальта должна быть не ниже 70 градусов, а в качестве жидкой основы применяется вязкий битум. В настоящее время такая технология практически не используется.

    Условия асфальтирования дорог

    Сначала место под прокладку дороги очищается от растительности. После этого при помощи бульдозера снимается верхний слой грунта. Грейдер разравнивает поверхность «дорожного корыта», затем ее уплотняют.

    После этого формируется так называемая «дорожная подушка». Она нужна, чтобы дорожное полотно не проседало от нагрузок. «Подушка» состоит из таких слоев:

  • смесь песка с гравием;
  • мелкий щебень;
  • крупный щебень.
  • Крупный щебень придает будущей дороге прочность, а мелкий — заполняет пустоты. Толщина щебневого слоя зависит от назначения дороги. Чем оживленнее будет трасса, тем толще должен быть слой щебня под ней. Если дорога предназначена для оживленного движения большегрузов, «подушка» под ней может быть более 30 см. Для лучшего закрепления покрытия щебневый слой проливается жидким битумом.

    Асфальтную смесь чаще всего готовят непосредственно на месте работ, чтобы она не успевала остыть. Ее равномерно распределяют по щебневому слою, а поле этого разравнивают при помощи асфальтоукладчика. Для добавления покрытию прочности следующие слои асфальта укладывают на бетонное основание.

    Ремонт уже действующей дороги начинается со снятия старого асфальта. Поврежденные куски старого покрытия вырезают, затем вывозят на свалку или вторично перерабатывают в рециклере. Затем укладывают новый асфальт.

    Укладка литого асфальта

    Литой асфальт — относительно новый материал для строительства и ремонта дорог. В Европе он очень популярен, у нас распространен не так широко из-за высокой стоимости оборудования для работы и самой смеси.

    Такая смесь после заливки не нуждается в дополнительном уплотнении. При остывании литой асфальт сам приобретает прочность благодаря находящемуся в его составе вязкому битуму.

    Работы по укладке такой смеси выполняются при высокой температуре, до 250 градусов.

    Готовую смесь привозят к месту проведения работ в специальном устройстве — кохере, который сохраняет температуру смеси и непрерывно ее перемешивает.

    Ездить по такой дороге можно уже через 12 часов после заливки. Колеса на ней не скользят даже в дождь.

    Тщательное соблюдение технологии асфальтирования позволяет не только получить ровное и прочное покрытие на дорогах, но и сэкономить на его ремонте.

    Просмотров: 65